И светлой роскошью природы озарены холмы, луга…» А.С.Пушкин
Партенит, имения княгини Гагариной и Раевских. Мыс Плака
Гурзуфская бухта, Музей Пушкина «Воздушный замок», Дача Антона Павловича Чехова
Шедевры садово-паркового искусства — Парадиз в Партените или Никитский ботанический сад
Массандровскому дворцу, стиль замков эпохи возрождения
Винподвалы Массандры, энотека, экскурсия с дегустацией коллекционных вин или посещение старинных Воронцовских подвалов с экскурсией и дегустацией хереса и мадеры
Продолжительность экскурсии 6-8 часов, экскурсионные объекты на выбор, маршрут может дополняться
Подробнее:
В уютной долине приютился поселок Партенит — с греческого «город Девы» с гаванью, в которую заходили средиземноморские корабли. Археологи предполагают, что на вершине мыса горел сигнальный огонь, служа ориентиром мореплавателям. Эти места описаны греческими географами и названы «Лампас», что означает «Факел», «Светильник».
С мыса Плака, открываются виды на Аю Даг, морские и горные пейзажи. Он возвышается над морем, даря ощущение полета и запах можжевела, произрастающего на открытых скалах.
Дворец княгини Анастасии Гагариной (красавицы Тассо, княжны древнего грузинского рода Орбелиани) и сегодня радует своей красотой и изяществом. Говорят, что до сих пор появляется привидение — печальный и грациозный образ молодой женщины, тоскующей о любви. Имение построено в шотландском стиле архитектором высочайшего двора Николаем Красновым среди старинного парка более ста лет назад. Рядом — домовая Александро-Невская церковь, построенная Анастасией в 1902 году в память о горячо любимом муже. Удивительно сложились судьбы людей, живущих здесь не одно поколение и я, обязательно, Вам о них расскажу.
Небольшая бухта, замечательный парк на территории, которого находится еще одно старинное поместье.
Имение «Карасан» названо в честь персидской провинции Хорасан (в переводе — «Восход Солнца») Николаем Раевским — другом Пушкина, которому посвящена поэма «Кавказский пленник» и стихотворение «Андрей Шенье».
Это имение было подарено молодоженам в качестве приданного, когда Аннушка Бороздина венчалась с Николаем Николаевичем Раевским, сыном известного генерала. Проект выполнил Крымский архитектор Карл Эшлиман в мавританском стиле в конце 19 века для семьи Бороздиных. Образцом для его создания послужил древний дворец XVII века в городе Исфахан (Иран).
При закладке виноградников Раевских, у подножья горы Аю-Даг, был найден храм, в котором предположительно похоронен Преподобный Иоанн епископ Готский – один из Крымских святых, живший в 8 веке.
Причудливо живописное побережье Гурзуфского залива с уютными бухточками, скалами и гротами. Доминирует над этим пейзажем гора Аю-Даг, вулканического происхождения. Интереснее всего гулять по Аю-Дагу зимой, весной, когда он покрыт цветущими подснежниками и другими первоцветами. Не зря гору называют минералогическим музеем. Один из минералов пирит называют камнем инков, — они делали из отполированного минерала зеркала.
На выдвинутой в море скале Дженевиз-кая находятся руины крепости Горзувиты, сооруженной по распоряжению Византийского императора Юстиниана I в 6 веке. Один из мысов назван Шаляпинским, на котором Федор Иванович любил выступать, мечтая построить «Замок Искусства» для талантливых детей. По соседству со скалой Шаляпина находится Пушкинский грот. А прямо в море высятся романтические скалы-островки Адалары — символ Гурзуфа.
Здание, в котором находится музей А.С. Пушкина, построено в 1808 году генерал-губернатором Новороссийского края герцогом Арманом Эммануэлем Ришелье. В 1820 году в его имении останавливалась для отдыха семья генерала Николая Николаевича Раевского и Александр Пушкин. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили заметный след в творчестве поэта. Пробыв здесь три недели, он считал эти дни «счастливейшими минутами жизни, «там колыбель моего Онегина, и вы, конечно, узнали некоторых лиц».
В доме Ришелье бывали многие известные люди: Адам Мицкевич, Александр Грибоедов, В. Жуковский, И. Муравьев-Апостол, Гюстав Олизар.
Прогуливаясь по Гурзуфской набережной, мимо старинного парка спешим на дачу Антона Павловича Чехова.
Одноэтажный белый домик был мастерской писателя, местом творческого уединения. В письме к брату Антон Павлович пишет: «Маленькая бухта, с прекрасным видом, собственными скалами, купанием, рыбной ловлей».
Я побывала во всех парках Южнобережья и восхищена парком «Парадиз» в Айвазовском, созданному по последнему слову ландшафтного искусства, в основу создания которого легли мифы, легенды, исторические события прошлых веков. Парк украшает множество водопадов, каскадных ручьев и скульптур. Всего здесь произрастает более 200 видов растений. Центром пейзажного сада является беседка с мраморной скульптурой «Жрица тайных откровений» с декоративным бассейном и водопадом. В Мексиканском саду создан образ и ландшафт доколумбовой Америки. Японский садик отражает восточную философию устройства мира. Террасный сад у самого моря навевает мысли о висячих садах Семирамиды.
Жемчужина парка — 200-летняя оливковая роща, которая раньше находилась в усадьбе Раевских, к ним в гости приезжал из Феодосии художник Айвазовский, запечатлевший на своих полотнах красоту Черного моря.
Массандра в 19 веке осваивается, как экономическое имение генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семеновича Воронцова, в котором ежегодно отпускалось до 50 тысяч ведер вина, открыты магазины по продаже этих вин в Москве и Петербурге.
Семен Воронцов задумал возвести в этом прекрасном месте дворец, но свои планы до конца так и не осуществил.
После приобретения Массандры удельным ведомством, при строительстве Массандровского дворца сказались вкусы заказчика — Александра III, которого часто называли «русским богатырем», по отзывам современников, лучше чувствовавшем себя не в парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Император играл на музыкальных инструментах, любил театр, брал уроки живописи у Алексея Петровича Боголюбова, интересовался керамикой. В его коллекции были работы Карла Брюллова, Айвазовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других художников XIX в. Александр решил основать в Петербурге по примеру Третьякова, музей Русского искусства (ныне Государственный Русский Музей), передав собранные им работы русских мастеров.
Вокруг дворца растут секвойи, пихты, магнолии, розы, вьющиеся растения. Терракотовые статуи, охраняют дворец и гостей.
Недалеко от дворца находится винодельческий завод «Массандра». В экскурсию входит посещение Царского подвала с галереей коллекционных вин, цеха выдержки, музея виноделия и дегустация образцов 9 марочных вин, на которой сомелье научит вас распознавать вкусовые букеты любимого напитка бога Диониса.
Лев Сергеевич Голицин – Главный винодел Удельного ведомства в Крыму и на Кавказе закладывает в 1897 году первый в России подземный винный завод тоннельного типа для производства столовых и десертных вин, в которых постоянно сохраняется температура воздуха 10—12 °C, лучшая для выдержки вина.
Виноградники «Массандры» общей площадью более 4 тысяч гектар протянулись вдоль моря от Фороса до Судака, мягкий теплый климат крымского Южнобережья идеально подходит для вызревания винограда сладких и мускатных сортов. К тому же у «Массандры» есть незыблемое правило – не импортировать чужое виноградное сырье. Вместе с тем, красное сухое столовое вино «Алушта» – настоящая гордость завода в сегменте сухих столовых вин. Сейчас «Массандра» производит более 60 сортов марочного и ординарного вина: Лакрима Кристи, херес «Массандра», мускат розовый Южнобережный, мускат белый и черный «Массандра», пино-гри «Массандра», которые Вы можете приобрести в фирменном магазине при заводе.
Золотом Массандры называют — мадеру, созревающей в бочках пять лет на открытой площадке под палящим солнцем и морским бризом. На экскурсии и дегустации в более старинных подвалах, построенных при Воронцове мы познакомимся с поистине царским напитком!
Щедрое южное солнце, воздух, в котором соединились морская свежесть и запах горных растений, дарят крымскому винограду сладость и букет изысканных ароматов.